Так, итак сегодняшний ликбез посвящён очень актуальной ныне вещи, такой как технология кинопоказа IMAX. Просто в последнее время, когда говоришь, что ходил в IMAX на такой-то фильм, народ путает это с 3D и делает такие глаза о_О. Не путайте пожалуста, IMAX это IMAX, а обычное 3D это обычное 3D.
Значит как всё это происходит. В 3D кино был наверное каждый второй, там всё просто: берётся любой обычный проектор, можно даже взять советский КПК, в проектор заряжается плёнка с наложенными друг на друга красным и зелёным изображениями, чуть отдалённых друг от друга, надеваются очки опять же с красными и зелёными светофильтрами и мы видим стереокартинку. Тоесть, если снять очки, то мы увидим примерно это:

Экран как бы становится вырезанным окном,
за которым мы наблюдаем действие, по типу всем известных стереокнижек. Ну собственно мы и смотрим в это окно, здорово, но в принципе ничего особенного, особого обьёма нет. В кинотеатрах IMAX изображение выходит в зал, и ты становишься частью окружающего мира.
Интересно? Тогда
поехали.
Впервые про такое кино я услышала от Рэндорфа, почитала пару убогих статей и на этом всё закончила. Когда же я впервые сходила в IMAX кинотеатр на Аватара, то мои представления о кинопоказе изменились в корне и эта технология теперь возносится мной аж до культа.
Началось всё в далёких 70-тых, когда 4 энтузиаста из Канады решили сделать очередной переворот в индустрии кино и попытались добиться максимально реалистичного эффекта, существующего на сей день.
Суть в чём. Ты приходишь в зал, садишься в кресло и границы экрана теряются, так и надо. И вот уже главный герой бежит где-то вдалеке, а мимо тебя неспешно проплывают деревья, дома, мельчайшие листи и т.д. Признаться за весь просмотр Аватара самым крутым моментом была реклама Алисы, когда Чеширский кот выплывает на тебя в буквальном смысле слова, и кажется, что он сейчас коснётся кончика твоего носа, и картинка становится не просто трёхмерной, а почти галографичной и осязаемой.

Как это работает?
Тут всё сложно. Начнём с того, что под залы IMAX (Image MAXimum) строятся отдельные здания, и по сравнению с обычнм кинотеатром стоит это просто безмуных денег. Строительство в первую очередь планируется для кинотеатра, а не для очередного торгового комплекса и так далее. Размеры этих залов как правило просто исполинские, по сравнению с обычними. Самый гигантский расположен как раз в Сиднее.
Например вот так:

Зачем это нужно?
Да ради огромного, просто супербольшого экрана! Принятый, "средний размер" 22 х 16,1 м. И это относится к плоским экранам. Их высота может достигать высоты семиэтажного дома и ширины с футбольное поле! Такой большой экран нужен как раз для того, чтобы не видеть его границ, задействуется периферическое зрение человека и достигается максимальный эффект присутсвия, ты теряешься в изображении и перестаёшь воспринимать реальность.
Плоские экраны слегка наклонены вперёд и имеют вогнутую форму, они весят больше полутонны и покрыти тончайши слоем серебра, что обеспечивает гораздо большую светоотражающую способность, а соотвественно большую чёткость и контрастность изображения. Хотя экран и кажется сплошным, он покрыт множеством маленьких дырочек - это позволяет пропускать мощнейший звук, не допуская колебания экрана.

Но это фигня по сравнению с так называемым IMAX Dome, где экран сделан в виде огромного купола, а сиденья установлены в полулежачее положение. Вот она мечта идиота...


Ещё одна фишка в том, что проекционная расположена посреди зала, а не сверху и сзади как обычно.

В России таких ещё вроде не построили, а жаль, иначе б все деньги я там спускала бы.
Кстати, на первых 2-х рядах стереоэффект почти теряется, так что эти ряды служат чисто для зарабатывания денег.
Плёнка.
Вот тут половина всей соли.
Стандартный формат плёнки для обычного проектора - 35мм. Но для того, чтобы выдавать суперкачественное изображение на такие огромные экраны, нужна другая плёнка. В IMAX используется плёнка формата в два раза превышающего обычный - 70мм, также расположение кадра идёт по горизонтали, а не повертикали, ибо в проекторах IMAX совершенно другой лентопротяжный механизм, но об этом позже. На плёнке также нет фонограммы, в отличие от обычной, дабы не занимать полезное пространство. Звук запсывается отдельно от плёнки!

Звук.
Вот тут я не совсем вникла, но поняла, что опять же в отличие от обычного зала, здесь звук одинаково реалистичен во всех уголках, уж так хитро всё придумано.

Для таких кинотеатров была разработана специальная система 6-ти канального звука, звук записывается на жесткие диски без сжатия (!), плюс все саундтреки под IMAX запсываются отдельно. Потом всё это настраивается индивидуально под каждый зал при помощи лазерной системы, чтобы каждому было одинаково хорошо слышно.
А теперь самое вкусное! Проектора и камеры.
Для того, чтобы снять IMAX фильм используется камера с двумя обьективами, разнесёнными на расстоние 64мм, а это примерно равно расстоянию между человеческими глазами. Весит камера без малого 130 кг, что очень затрудняет процесс сьёмки, а это опять же деньги, деньги.
Ключ ко всему проектора и наш мозг. Для показа таких фильмов используется либо два проектора сразу, либо один с двумя обьективами. Плёнка в таком проекторе подаётся горизонтально и волной, подойдя к кадровому окну она крепко-крепко присасывеется к нему при помощи статитки, и так замирает на долю секунды. В обычных проекторах используется совернешшно другая, так называемая мальтийская система, так что никто кроме киномехаников меня не поймёт, поэтому нахрен.
Итак 2 проектора, два обьектива, две бобины с плёнкой. Да! Для каждого глаза плёнка снимается отдельно. Вот чем всё это отличается от обычного 3D кино.
Обычный проектор весит в среднем 400 кг (попробуй сдвинь), в нём установлена ксеноновая лампа мощностью 3-5 киловатт, на фильм на полтора часа уходит 1,5-2 км плёнки...
Проектор IMAX весит почти 1800кг, более половины его массы составляет система охлаждения, прогоняющая сквозь систему 1600 кубометров воздуха и 36 литров дистиллированной воды в минуту, в нём установлены ксеноновые лампы мощностью 15 киловатт и внутренним давлением 25 атмосфер, такой свет будет виден даже с Луны невооруженным глазом. Длина пленки 40-минутного фильма превышает 8 км, а ее вес составляет около 120 кг, представьте, сколько плёнки ушло на тот же 2-х часовой Аватар!

Интересный нюанс - корпорация, изготавливающая аппартуру IMAX не продаёт её, а сдаёт в аренду... по всему миру. Опять деньги, и всем нам приходится так дорого платить за билеты - примерно в 3-4 раза дороже обычного.
И последнее - мозг! Для того, чтобы обьём стал обьёмом, мы надеваем поляризационные очки, которые ни имеют ничего общего с очками к обычным 3D фильмам. Каждая линза улавливает свой свет от экрана, отфильтровывает правое изображение от левого и соответвенно фокусирует свою картинку на сетчатку, и уже в мозгу картина сливается в одно целое.
Вот почему не стоит путать обычный 3D зал и за IMAX - это земля и небо.
IMAX происходит вокруг тебя, а не в вырезанном окошке экрана.
В России пока что есть всего 4 кинотеатра с довольно таки мелкими экранами - два в Москве, один в Питере (о как мне повезло!) и ещё один в Казани. Так же идёт строительство в уфе и Перми, но Dome нам пока не светит(
И обязательно посмотрите это:
З.Ы. пардон за ошибки, писала из головы без копипастов (лопнула от гордости как ксеноновая лампа).
И в imaxe я была. Вот сейчас вот надо бы вспомнить различие - но не могу(
Слуш Инн, ведь он один в городе да? На Парке Победы? А я с поляризационными у себя в Озерках сидела....
да, только один
Да неужели?
Я Алису смотрела не в таких, чесслово.
/Penumbra/, анаглифные очки разные бывают по цвету (красный/розовый; синий/сине-зелёный/ зелёный) и интенсивности фильтра. Да и картонные — дешёвка же! Я вот на днях Шрека смотрел, там были в твёрдой пластиковой оправе, с зеркальным покрытием, но главное, что стёкла были разноцветные.
Ну, собственно, как я и говорил, т.к. Долби позиционирует их как эволюцию технологии анаглифов (т.е. мы отчётливо видим синий и красный цвет, ооок).
Скрее всего, если вы не можете вспомнить разницы между „обычным“ и Аймаксом, то вы были на Сони РеалДэ (то же, что Аймакс, только чуть по-другому).
А вообще вот:
http://habrahabr.ru/blogs/3d_graphics/79145/
(и ссыль там внизу — http://sergeax.livejournal.com/2027402.html)
Если ты так уверен в себе, то попытайся дать определение «обычному 3-D».
Потому что появилось раньше, уже приелось, стоит дешево. Ок? То, что вошло в обиход, считается обычным. Кто не был на красно-синем фильме? Почти никого. В Аймаксе или РеалД было гораздо меньше народу, об этом автор поста и пишет, подразумевая тоже самое.