★SWAG★
Эту статью я написала к ректорской контрольной по педагогике. Получилось, как мне кажется, хорошо.
Отечественная школа: подготовка учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире?Отечественная школа: подготовка учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире?
Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) проводится раз в три года. Проверяются способность использовать полученные знания на практике. Ребятам давались 85 письменных тестов, касающихся математики, естественных наук, грамотности, чтения, а также умения решать проблемы. Особых знаний не требовалось, достаточно было умения логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы и здраво рассуждать. В тестах рассматривались ситуации, взятые из реальной жизни.
Отечественная школа нуждается в полном преобразовании: школьники не получают подготовки к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Наша школа сформировалась 300 лет назад при Петре Первом. За образец была взята немецкая система, где главное – послушание и порядок. Германия по результатам PISA заняла 20 место – выше России, но там разразился скандал – многие были недовольны результатами. У нас же – тишина.
Классический школьный подход предполагает использование конкретных техник под конкретные задачи: «а сейчас у нас решение задач на избыток». И если вдруг забыть сказать, каким методом решать задачу, то, скорее всего, решений учитель не получит. «А теперь мы будем решать квадратные уравнения по теореме Виета». Ужасно скучно и не жизненно, не правда ли? Надо ставить интересные задачи.
Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит в тупик требование сделать обобщение, проанализировать текст, выбрать из него предложения, подтверждающие сделанный вывод. Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы. Шаг в сторону – и уже не понимают, что от них требуется.
Пол Локхард в своём эссе «Плач математика»2 очень наглядно показал, как с его стороны, со стороны человека действительно знающего и любящего математику, выглядит обучение детей этому предмету. Как мне кажется, такую аналогию можно провести не только с математикой, но и со многими другими предметами. Вот этот отрывок:
Музыкант просыпается от кошмарного сна. Во сне он видел, будто музыкальное образование стало обязательным. «Мы помогаем ученикам вступить в этот заполненный звуками мир», — преподаватели, школьная система и государство принялись за этот жизненно важный проект. Проводятся исследования, образуются комиссии, принимаются решения… И все это без единого совета музыканта или композитора!
Музыканты, как известно, записывают свои идеи нотами; выходит, эти черные кружочки и палочки и есть «язык музыки». Важно, чтобы ученики свободно говорили на этом языке, если они собираются выучиться музыке; само собой, было бы абсурдно ожидать от ребенка, что он сможет спеть песенку или сыграть мелодию на каком-нибудь инструменте, если он не выучил музыкальной нотации и теории. А играть и слушать музыку, не говоря уж о сочинении собственной пьесы, учат в вузе и в аспирантуре.
А цель обучения младших и средник классов — научить школьников языку музыки: надо ведь заучить все правила обращения с этими символами! «На уроке музыки мы берем нотную бумагу, учительница пишет на доске ноты, а мы переписываем их или транспонируем в другую тональность. Нам надо научиться рисовать скрипичный и басовый ключи, и не путаться с тональностями. Наша учительница очень строгая. Она всегда смотрит, чтобы четвертные ноты были полностью закрашены. Однажды я решала хроматическую шкалу, и все сделала верно, но мне поставили двойку, потому что я нарисовала штили не в ту сторону».
Даже самые маленькие могут этому научиться! Третьекласснику стыдно не знать квинтового круга. «Мне пришлось нанимать сыну репетитора. Он просто не может делать домашнюю работу по музыке. Канючит, что ему скучно. Смотрит в окно, что-то насвистывает и напевает дурацкие песенки».
В старших классах программа напряженная: ученики готовятся к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Они изучают гаммы и лады, разные размеры, учат гармонию и контрапункт. «Им надо многому научиться, но на младших курсах, когда они услышат все это, они поймут, как важно было пройти школьную программу». Конечно, не все студенты собираются специализироваться на музыке, так что немногие из них вообще когда-либо услышат звуки, которые обозначают черные кружочки нот. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы каждый член общества мог распознать модуляцию или фугу, даже те, кто никогда их не слышал. «По правде говоря, большинство учеников успевают по музыке довольно средне. Они только и дожидаются звонка с урока, ничего не умеют, домашнее задание пишут, как курица лапой. Они не думают о том, насколько важна музыка в современном мире, они хотят только окончить школу, пройти самый минимум и получить оценку в аттестат. Наверное, есть просто способные и неспособные к музыке. У меня была одна замечательная ученица. Ее нотные листы были безупречны — каждая нотка на своем месте, каллиграфический почерк, и диезы, и бемоли красиво написаны. Когда-нибудь она станет великим композитором!»
Наш музыкант просыпается в липком холодном поту и понимает, что это был, к счастью, просто сон. «Конечно же! — говорит он вслух сам себе, чтобы успокоиться, — Ни одно общество не дойдет до такого, чтобы свести прекрасное и осмысленное искусство музыки к такой бездумной и тривиальной формальности; ни одна культура не может быть так жестока к детям, чтобы лишить их такого естественного и приятного способа самовыражения. Какая чушь мне снится!»
Тем временем, на другом конце города от похожего кошмара просыпается художник… Я оказался в обычном классе — никаких мольбертов, никаких красок. «Мы не берем в руки красок до десятого класса, — сказали мне ученики, — В седьмом классе мы учим только теорию красок и кистей». Мне показали тетрадь по рисованию: в ней были закрашенные квадраты разных цветов с пустыми местами рядом с ними. Задание требовало вписать названия цветов рядом с квадратами. «Мне нравится рисование! — сказал кто-то из них, — Мне говорят, что делать, и я так и делаю. Это просто!»
После занятий я говорил с учителем. «Выходит, ученики ничего не рисуют?» — спросил я. «В старших классах они будут раскрашивать книжки-раскраски, и на следующий год мы будем подготавливать их к этому. Там они будут применять знания к жизненным рисовальным ситуациям — знаете, окунать кисти, вытирать их, и всякое такое. Само собой, мы стараемся уследить за каждым, за его способностями. Лучшие художники, те, кто знает кисти и краски, как свои пять пальцев, дальше идут в классы с углубленным изучением рисования. Но в основном мы пытаемся только дать ученикам базовые знания о рисовании, чтобы они могли выкрасить кухню, не превратив ее в кошмар».
— А эти… э-э-э… старшие классы…
— Ах, с углубленным изучением? В последнее время все больше детей пытаются в них попасть. Я думаю, это родители их подталкивают, ведь запись в аттестате об этом классе дает преимущества при поступлении в вуз.
— Преимущества? А зачем нужно вузу, чтобы студенты умели закрашивать книжки-раскраски указанным цветом?
— А как же! Этим они демонстрируют ясность логического мышления! И, разумеется, если школьник планирует поступать на какой-нибудь дизайнерский факультет, лучше всего получить эти знания еще в школе.
— Понятно… А когда ученики начинают рисовать… ну, так, на чистом холсте?
— Вы говорите, будто вы один из этих старых профессоров! Они все время говорят о самовыражении в искусстве, о чувствах и всякой абстрактной дребедени. Я сама, между прочим, окончила художественный факультет, но мне ни разу не приходилось рисовать целую картину на чистом холсте. А в классе мы используем комплекты раскрасок, что закупает школа.
Кроме того, в наших школах детей только лишь обучают. А ведь основные функции школы – обучение, воспитание и развитие. Ещё А.С. Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине — из-за отсутствия воспитания. Д.И. Менделееву принадлежат слова: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».
Отечественному образованию нужны реформы. Конечно же, это стало понятно уже давно. Проводилось множество реформ. Но большинство из них потерпело крах. Возьмём, к примеру, информатизацию школы3:
• компетентность персонала, отвечающего в учебных заведениях за средства вычислительной техники и их использование, зачастую не выдерживает никакой критики. Те редкие исключения, которые встречаются в некоторых отдельно взятых школах, лишь подтверждают правило — преподаватели не владеют навыками работы на вычислительной машине на достаточном уровне. Даже те, кто выделяется из общего плана, обычно не продвигаются дальше уровня среднестатистического обывателя, использующего компьютер в повседневной деятельности.
• вычислительной техникой обеспечиваются далеко не все школы/классы, и далеко не все из этих вычислительных средств применяются в учебном процессе.
• на деле, вычислительной техникой в учебных заведениях не умеет пользоваться никто, кроме учащихся. Но дети, в силу своего современного развития, воспринимают компьютер как средство для игр. До 10 лет подростка еще возможно заинтересовать и направить в русло, где компьютер воспринимается как средство для творчества; если упустить нужный момент — подросток потерян. С учетом того, что большая часть родителей возлагает надежды на учителей, а учителя в этом плане мало что могут дать ученикам, потерянным становится действительно подавляющее большинство подрастающего поколения. Подобное развитие уже набирает масштабы стихийного бедствия.
• при наличии, казалось бы, всех предпосылок к нормальному развитию ИКТ в школах, его не существует. Встречались такие случаи, когда в классах установлены дорогостоящие iMac, но они стоят лишь для красоты и для проверяющих. Причина банальна — преподаватель просто не умеет работать с такой системой, а самостоятельно изучить ее у него чаще всего нет желания, а, порой, и возможности (бывает и такое, что оборудование неофициально запрещено трогать, ибо стоит оно для проверяющих).
Что же губит реформы?
Погубить реформы могут следующие факторы4:
— Если отдать реформы на исполнение чиновникам, привыкшим «пилить» деньги. Реформы можно сразу считать проваленными.
— Если разработку методики отдать на откуп только пожилым заслуженным специалистам. Они не любят перемен в силу возраста и, при всем к ним уважении, не смогут шагать в ногу со временем.
— Если разработку методики отдать молодому амбициозному аспиранту, который создаст программу «Реформа за 500 дней». Как бы ни хотелось все сделать так быстро, но это невозможно.
— Если разработку методики вообще поручить хоть кому-нибудь одному. Должна быть конкуренция методик.
— Если реформы возложить на нового «Столыпина» или «Гайдара». Один человек ничего не сможет. Необходимо суметь сплотить вокруг реформ все общество.
В реформах я считаю разумным опираться на успешный опыт других стран. К примеру, на опыт Финляндии. Немного о финских школах5:
- школы в Финляндии проектируются ведущими архитекторами при участии родителей и старших учеников, поэтому новые школы перестали походить на больничные здания
- в школу идут с 7 лет, считается что в этом возрасте ребёнок лучше и быстрее усваивает новое
- в одном классе учатся ребята с первого по седьмой вместе
- учитель не один, а два или больше на каждый класс
- оценки ставят начиная с седьмого
- при подготовке учителей упор делается на педагогический и методический, а не на предметный аспект
- главная идея: обучать не класс, а каждого школьника индивидуально
- наличие более чем одного учителя способствует практически полному отсутствию стресса у учителей
- в конце каждого урока каждый ученик рассказывает что он усвоил, что он не усвоил и почему. Причём если ребёнок что-то не понял, это не ложится на него виной, а учитель должен изменить свой метод, чтоб донести до ребёнка нужный материал
- на второй год практически никто не остаётся
- старшеклассники здесь редко получают домашние задания, требующие более получаса работы в день
- учителя подготавливают уроки, подходящие конкретно для их учеников. Учителя сами подбирают учебники и адаптируют уроки для подготовки учеников в соответствии с государственными стандартами образования. "В большинстве стран образовательное учреждение выглядит как автомобильный завод. В Финляндии учителя — это предприниматели", — говорит г-н Schleicher из парижской организации OECD (которая проводит PISA)
- учитель должен иметь диплом магистра, и работа ему достаётся в условиях высокой конкуренции. Более 40 человек могут претендовать на одно рабочее место учителя. Учителю предоставляется большая свобода действий и высокая зарплата.
«У нас нет нефти и других богатств. Знания — вот что есть у финнов», — говорит директор одной финнской школы.
Одно из объяснений успехов финнов заключается в их любви к чтению. Молодые родители получают от государства набор подарков, включающий иллюстрированную книгу. Некоторые библиотеки действуют в зданиях торговых центров. Существует даже "книжный автобус" - он же передвижная библиотека, который ездит по всему городу раз или два раза в неделю по расписанию.
Финский язык не используется нигде за пределами Финляндии, и даже наиболее популярные англоязычные книги переводятся здесь с большим опозданием после начальной публикации. Многие дети пытались читать только вышедшие книги про Гарри Поттера на английском, поскольку опасались узнать окончание истории до того, как книга появится на финском языке. Фильмы и телевизионные шоу выходят с субтитрами вместо дубляжа.
Школа, которая подготовит учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – это «дом» для каждого ученика и учителя. Место, куда хочется приходить и во внеурочное время, где царит атмосфера доброжелательности, где есть возможность полной самореализации.
Такая школа имеет красивое, оригинальное и удобное здание, с такими же интерьерами, которыми хочется любоваться.
В такой школе отсутствует давление на учеников, уроки и домашние задания интересны для детей. Каждый урок включает в себя три обязательных компонента:
- введение к уроку, когда учитель рассказывает учащимся, что они узнают на данном уроке и зачем это вообще изучается.
- основная часть, когда даётся новый материал, его связь с тем, что ребята уже изучили, а также обязательно показывается связь полученных знаний с их применением, с жизнью.
- заключительная часть, когда учащиеся делятся с учителем и друг с другом впечатлениями от урока, рассказывают, что нового они узнали, что им было понятно, а что – нет; при надобности – задают учителю вопросы, на которые тот отвечает.
За каждым теоретическим уроком следует практический. Ведь связь с жизнью ни в коем случае не должна теряться.
На уроках - живая атмосфера, интересные ситуации, эвристические задания. Ребята учатся не только очно, но и дистанционно. Ученики принимают участие в международных проектах, дружат с ребятами по всему миру, решают общие проблемы современного мира.
В такой школе по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. В начальной школе более используются игровые технологии, в средней школе – ролевые игры, проблемное обучение и диференцированное обучение. Целесообразно разделять классы по профилям уже со средней школы. Как мне кажется, идеальный варинт – седьмой класс. В старшей школе, естественно, продолжается разделение на профили и делается упор на информационно-коммуникационные технологии, и также на технологии индивидуального обучения.
В школе мирового уровня действует адекватная система оценивания знаний учащихся. Это как минимум десятибалльная система оценки.
В этой школе активно действует система дополнительного образования: художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, физкультурно-оздоровительного, туристско-краеведческого, военно-патриотического, специально-педаогоического, культрологического и экономико-правогого.
В прогрессивной школе успешно действует система моральных и материальных стимулов поддержки учителей. За особые успехи учащихся учителя получают материальные вознаграждения. Учитель прогрессивной отчественной школы – это:
- социотехник, социопсихолог: он создает благоприятную атмосферру в классе или учебной группе, бесконфликтное неформальное сообщество-клуб как основу этой учебной группы или класса.
- психолог и психотерапевт: он сознательно использует возможности комфортной, дружественной, педагогизированной среды для улучшения психологических особенностей ее обитателей.
- менеджер: он создает пространство саморазвития, мотивационную среду.
- педагог и философ: он озабочен нравственным воспитанием своих подопечных на основе гуманистической системы ценностей.
- "пилот": он ведет весь класс и каждого ученика по пути учебного процесса; способствует формированию личности.
- "мастер": он "по жизни" умеет что-то делать профессионально, может предъявить результаты своей реальной деятельности и увлечений.
- профессионал своего учительского дела: он следит за мировой наукой и постоянно самосовершенствуется;
- всесторонне развитая личность: имеет широкий кругозор и острый ум.
- просто человек, со своими достоинствами и недостатками, которые не должны мешать его работе, общению; он прежде всего порядочен, добросовестен, самокритичен, адекватен.
Когда наша отечественная школа будет соответствовать вышенаписанному портрету, тогда я, вы и мировая общественность сможет с увереннотстью сказать “Отечественная школа – это подготовка учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.”
1 - www.abitura.com/man/pisa.html
2 - nbspace.ru/math/
3 - habrahabr.ru/blogs/edu_2_0/88528/
4 - habrahabr.ru/blogs/edu_2_0/90005/
5 - habrahabr.ru/blogs/edu_2_0/81950/
Отечественная школа: подготовка учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире?Отечественная школа: подготовка учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире?
Положение стран по результатам PISA (данные на 2003 год)1


Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) проводится раз в три года. Проверяются способность использовать полученные знания на практике. Ребятам давались 85 письменных тестов, касающихся математики, естественных наук, грамотности, чтения, а также умения решать проблемы. Особых знаний не требовалось, достаточно было умения логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы и здраво рассуждать. В тестах рассматривались ситуации, взятые из реальной жизни.
Отечественная школа нуждается в полном преобразовании: школьники не получают подготовки к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Наша школа сформировалась 300 лет назад при Петре Первом. За образец была взята немецкая система, где главное – послушание и порядок. Германия по результатам PISA заняла 20 место – выше России, но там разразился скандал – многие были недовольны результатами. У нас же – тишина.
Классический школьный подход предполагает использование конкретных техник под конкретные задачи: «а сейчас у нас решение задач на избыток». И если вдруг забыть сказать, каким методом решать задачу, то, скорее всего, решений учитель не получит. «А теперь мы будем решать квадратные уравнения по теореме Виета». Ужасно скучно и не жизненно, не правда ли? Надо ставить интересные задачи.
Российские ученики не умеют работать с информацией. Их ставит в тупик требование сделать обобщение, проанализировать текст, выбрать из него предложения, подтверждающие сделанный вывод. Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнения, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы. Шаг в сторону – и уже не понимают, что от них требуется.
Пол Локхард в своём эссе «Плач математика»2 очень наглядно показал, как с его стороны, со стороны человека действительно знающего и любящего математику, выглядит обучение детей этому предмету. Как мне кажется, такую аналогию можно провести не только с математикой, но и со многими другими предметами. Вот этот отрывок:
Музыкант просыпается от кошмарного сна. Во сне он видел, будто музыкальное образование стало обязательным. «Мы помогаем ученикам вступить в этот заполненный звуками мир», — преподаватели, школьная система и государство принялись за этот жизненно важный проект. Проводятся исследования, образуются комиссии, принимаются решения… И все это без единого совета музыканта или композитора!
Музыканты, как известно, записывают свои идеи нотами; выходит, эти черные кружочки и палочки и есть «язык музыки». Важно, чтобы ученики свободно говорили на этом языке, если они собираются выучиться музыке; само собой, было бы абсурдно ожидать от ребенка, что он сможет спеть песенку или сыграть мелодию на каком-нибудь инструменте, если он не выучил музыкальной нотации и теории. А играть и слушать музыку, не говоря уж о сочинении собственной пьесы, учат в вузе и в аспирантуре.
А цель обучения младших и средник классов — научить школьников языку музыки: надо ведь заучить все правила обращения с этими символами! «На уроке музыки мы берем нотную бумагу, учительница пишет на доске ноты, а мы переписываем их или транспонируем в другую тональность. Нам надо научиться рисовать скрипичный и басовый ключи, и не путаться с тональностями. Наша учительница очень строгая. Она всегда смотрит, чтобы четвертные ноты были полностью закрашены. Однажды я решала хроматическую шкалу, и все сделала верно, но мне поставили двойку, потому что я нарисовала штили не в ту сторону».
Даже самые маленькие могут этому научиться! Третьекласснику стыдно не знать квинтового круга. «Мне пришлось нанимать сыну репетитора. Он просто не может делать домашнюю работу по музыке. Канючит, что ему скучно. Смотрит в окно, что-то насвистывает и напевает дурацкие песенки».
В старших классах программа напряженная: ученики готовятся к ЕГЭ и вступительным экзаменам. Они изучают гаммы и лады, разные размеры, учат гармонию и контрапункт. «Им надо многому научиться, но на младших курсах, когда они услышат все это, они поймут, как важно было пройти школьную программу». Конечно, не все студенты собираются специализироваться на музыке, так что немногие из них вообще когда-либо услышат звуки, которые обозначают черные кружочки нот. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы каждый член общества мог распознать модуляцию или фугу, даже те, кто никогда их не слышал. «По правде говоря, большинство учеников успевают по музыке довольно средне. Они только и дожидаются звонка с урока, ничего не умеют, домашнее задание пишут, как курица лапой. Они не думают о том, насколько важна музыка в современном мире, они хотят только окончить школу, пройти самый минимум и получить оценку в аттестат. Наверное, есть просто способные и неспособные к музыке. У меня была одна замечательная ученица. Ее нотные листы были безупречны — каждая нотка на своем месте, каллиграфический почерк, и диезы, и бемоли красиво написаны. Когда-нибудь она станет великим композитором!»
Наш музыкант просыпается в липком холодном поту и понимает, что это был, к счастью, просто сон. «Конечно же! — говорит он вслух сам себе, чтобы успокоиться, — Ни одно общество не дойдет до такого, чтобы свести прекрасное и осмысленное искусство музыки к такой бездумной и тривиальной формальности; ни одна культура не может быть так жестока к детям, чтобы лишить их такого естественного и приятного способа самовыражения. Какая чушь мне снится!»
Тем временем, на другом конце города от похожего кошмара просыпается художник… Я оказался в обычном классе — никаких мольбертов, никаких красок. «Мы не берем в руки красок до десятого класса, — сказали мне ученики, — В седьмом классе мы учим только теорию красок и кистей». Мне показали тетрадь по рисованию: в ней были закрашенные квадраты разных цветов с пустыми местами рядом с ними. Задание требовало вписать названия цветов рядом с квадратами. «Мне нравится рисование! — сказал кто-то из них, — Мне говорят, что делать, и я так и делаю. Это просто!»
После занятий я говорил с учителем. «Выходит, ученики ничего не рисуют?» — спросил я. «В старших классах они будут раскрашивать книжки-раскраски, и на следующий год мы будем подготавливать их к этому. Там они будут применять знания к жизненным рисовальным ситуациям — знаете, окунать кисти, вытирать их, и всякое такое. Само собой, мы стараемся уследить за каждым, за его способностями. Лучшие художники, те, кто знает кисти и краски, как свои пять пальцев, дальше идут в классы с углубленным изучением рисования. Но в основном мы пытаемся только дать ученикам базовые знания о рисовании, чтобы они могли выкрасить кухню, не превратив ее в кошмар».
— А эти… э-э-э… старшие классы…
— Ах, с углубленным изучением? В последнее время все больше детей пытаются в них попасть. Я думаю, это родители их подталкивают, ведь запись в аттестате об этом классе дает преимущества при поступлении в вуз.
— Преимущества? А зачем нужно вузу, чтобы студенты умели закрашивать книжки-раскраски указанным цветом?
— А как же! Этим они демонстрируют ясность логического мышления! И, разумеется, если школьник планирует поступать на какой-нибудь дизайнерский факультет, лучше всего получить эти знания еще в школе.
— Понятно… А когда ученики начинают рисовать… ну, так, на чистом холсте?
— Вы говорите, будто вы один из этих старых профессоров! Они все время говорят о самовыражении в искусстве, о чувствах и всякой абстрактной дребедени. Я сама, между прочим, окончила художественный факультет, но мне ни разу не приходилось рисовать целую картину на чистом холсте. А в классе мы используем комплекты раскрасок, что закупает школа.
Кроме того, в наших школах детей только лишь обучают. А ведь основные функции школы – обучение, воспитание и развитие. Ещё А.С. Пушкин 200 лет назад замечал, что все беды России происходят по одной причине — из-за отсутствия воспитания. Д.И. Менделееву принадлежат слова: «Знания без воспитания — это меч в руках сумасшедшего».
Отечественному образованию нужны реформы. Конечно же, это стало понятно уже давно. Проводилось множество реформ. Но большинство из них потерпело крах. Возьмём, к примеру, информатизацию школы3:
• компетентность персонала, отвечающего в учебных заведениях за средства вычислительной техники и их использование, зачастую не выдерживает никакой критики. Те редкие исключения, которые встречаются в некоторых отдельно взятых школах, лишь подтверждают правило — преподаватели не владеют навыками работы на вычислительной машине на достаточном уровне. Даже те, кто выделяется из общего плана, обычно не продвигаются дальше уровня среднестатистического обывателя, использующего компьютер в повседневной деятельности.
• вычислительной техникой обеспечиваются далеко не все школы/классы, и далеко не все из этих вычислительных средств применяются в учебном процессе.
• на деле, вычислительной техникой в учебных заведениях не умеет пользоваться никто, кроме учащихся. Но дети, в силу своего современного развития, воспринимают компьютер как средство для игр. До 10 лет подростка еще возможно заинтересовать и направить в русло, где компьютер воспринимается как средство для творчества; если упустить нужный момент — подросток потерян. С учетом того, что большая часть родителей возлагает надежды на учителей, а учителя в этом плане мало что могут дать ученикам, потерянным становится действительно подавляющее большинство подрастающего поколения. Подобное развитие уже набирает масштабы стихийного бедствия.
• при наличии, казалось бы, всех предпосылок к нормальному развитию ИКТ в школах, его не существует. Встречались такие случаи, когда в классах установлены дорогостоящие iMac, но они стоят лишь для красоты и для проверяющих. Причина банальна — преподаватель просто не умеет работать с такой системой, а самостоятельно изучить ее у него чаще всего нет желания, а, порой, и возможности (бывает и такое, что оборудование неофициально запрещено трогать, ибо стоит оно для проверяющих).
Что же губит реформы?
Погубить реформы могут следующие факторы4:
— Если отдать реформы на исполнение чиновникам, привыкшим «пилить» деньги. Реформы можно сразу считать проваленными.
— Если разработку методики отдать на откуп только пожилым заслуженным специалистам. Они не любят перемен в силу возраста и, при всем к ним уважении, не смогут шагать в ногу со временем.
— Если разработку методики отдать молодому амбициозному аспиранту, который создаст программу «Реформа за 500 дней». Как бы ни хотелось все сделать так быстро, но это невозможно.
— Если разработку методики вообще поручить хоть кому-нибудь одному. Должна быть конкуренция методик.
— Если реформы возложить на нового «Столыпина» или «Гайдара». Один человек ничего не сможет. Необходимо суметь сплотить вокруг реформ все общество.
В реформах я считаю разумным опираться на успешный опыт других стран. К примеру, на опыт Финляндии. Немного о финских школах5:
- школы в Финляндии проектируются ведущими архитекторами при участии родителей и старших учеников, поэтому новые школы перестали походить на больничные здания
- в школу идут с 7 лет, считается что в этом возрасте ребёнок лучше и быстрее усваивает новое
- в одном классе учатся ребята с первого по седьмой вместе
- учитель не один, а два или больше на каждый класс
- оценки ставят начиная с седьмого
- при подготовке учителей упор делается на педагогический и методический, а не на предметный аспект
- главная идея: обучать не класс, а каждого школьника индивидуально
- наличие более чем одного учителя способствует практически полному отсутствию стресса у учителей
- в конце каждого урока каждый ученик рассказывает что он усвоил, что он не усвоил и почему. Причём если ребёнок что-то не понял, это не ложится на него виной, а учитель должен изменить свой метод, чтоб донести до ребёнка нужный материал
- на второй год практически никто не остаётся
- старшеклассники здесь редко получают домашние задания, требующие более получаса работы в день
- учителя подготавливают уроки, подходящие конкретно для их учеников. Учителя сами подбирают учебники и адаптируют уроки для подготовки учеников в соответствии с государственными стандартами образования. "В большинстве стран образовательное учреждение выглядит как автомобильный завод. В Финляндии учителя — это предприниматели", — говорит г-н Schleicher из парижской организации OECD (которая проводит PISA)
- учитель должен иметь диплом магистра, и работа ему достаётся в условиях высокой конкуренции. Более 40 человек могут претендовать на одно рабочее место учителя. Учителю предоставляется большая свобода действий и высокая зарплата.
«У нас нет нефти и других богатств. Знания — вот что есть у финнов», — говорит директор одной финнской школы.
Одно из объяснений успехов финнов заключается в их любви к чтению. Молодые родители получают от государства набор подарков, включающий иллюстрированную книгу. Некоторые библиотеки действуют в зданиях торговых центров. Существует даже "книжный автобус" - он же передвижная библиотека, который ездит по всему городу раз или два раза в неделю по расписанию.
Финский язык не используется нигде за пределами Финляндии, и даже наиболее популярные англоязычные книги переводятся здесь с большим опозданием после начальной публикации. Многие дети пытались читать только вышедшие книги про Гарри Поттера на английском, поскольку опасались узнать окончание истории до того, как книга появится на финском языке. Фильмы и телевизионные шоу выходят с субтитрами вместо дубляжа.
Школа, которая подготовит учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – это «дом» для каждого ученика и учителя. Место, куда хочется приходить и во внеурочное время, где царит атмосфера доброжелательности, где есть возможность полной самореализации.
Такая школа имеет красивое, оригинальное и удобное здание, с такими же интерьерами, которыми хочется любоваться.
В такой школе отсутствует давление на учеников, уроки и домашние задания интересны для детей. Каждый урок включает в себя три обязательных компонента:
- введение к уроку, когда учитель рассказывает учащимся, что они узнают на данном уроке и зачем это вообще изучается.
- основная часть, когда даётся новый материал, его связь с тем, что ребята уже изучили, а также обязательно показывается связь полученных знаний с их применением, с жизнью.
- заключительная часть, когда учащиеся делятся с учителем и друг с другом впечатлениями от урока, рассказывают, что нового они узнали, что им было понятно, а что – нет; при надобности – задают учителю вопросы, на которые тот отвечает.
За каждым теоретическим уроком следует практический. Ведь связь с жизнью ни в коем случае не должна теряться.
На уроках - живая атмосфера, интересные ситуации, эвристические задания. Ребята учатся не только очно, но и дистанционно. Ученики принимают участие в международных проектах, дружат с ребятами по всему миру, решают общие проблемы современного мира.
В такой школе по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени. В начальной школе более используются игровые технологии, в средней школе – ролевые игры, проблемное обучение и диференцированное обучение. Целесообразно разделять классы по профилям уже со средней школы. Как мне кажется, идеальный варинт – седьмой класс. В старшей школе, естественно, продолжается разделение на профили и делается упор на информационно-коммуникационные технологии, и также на технологии индивидуального обучения.
В школе мирового уровня действует адекватная система оценивания знаний учащихся. Это как минимум десятибалльная система оценки.
В этой школе активно действует система дополнительного образования: художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, физкультурно-оздоровительного, туристско-краеведческого, военно-патриотического, специально-педаогоического, культрологического и экономико-правогого.
В прогрессивной школе успешно действует система моральных и материальных стимулов поддержки учителей. За особые успехи учащихся учителя получают материальные вознаграждения. Учитель прогрессивной отчественной школы – это:
- социотехник, социопсихолог: он создает благоприятную атмосферру в классе или учебной группе, бесконфликтное неформальное сообщество-клуб как основу этой учебной группы или класса.
- психолог и психотерапевт: он сознательно использует возможности комфортной, дружественной, педагогизированной среды для улучшения психологических особенностей ее обитателей.
- менеджер: он создает пространство саморазвития, мотивационную среду.
- педагог и философ: он озабочен нравственным воспитанием своих подопечных на основе гуманистической системы ценностей.
- "пилот": он ведет весь класс и каждого ученика по пути учебного процесса; способствует формированию личности.
- "мастер": он "по жизни" умеет что-то делать профессионально, может предъявить результаты своей реальной деятельности и увлечений.
- профессионал своего учительского дела: он следит за мировой наукой и постоянно самосовершенствуется;
- всесторонне развитая личность: имеет широкий кругозор и острый ум.
- просто человек, со своими достоинствами и недостатками, которые не должны мешать его работе, общению; он прежде всего порядочен, добросовестен, самокритичен, адекватен.
Когда наша отечественная школа будет соответствовать вышенаписанному портрету, тогда я, вы и мировая общественность сможет с увереннотстью сказать “Отечественная школа – это подготовка учеников к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.”
1 - www.abitura.com/man/pisa.html
2 - nbspace.ru/math/
3 - habrahabr.ru/blogs/edu_2_0/88528/
4 - habrahabr.ru/blogs/edu_2_0/90005/
5 - habrahabr.ru/blogs/edu_2_0/81950/
Я всё больше подумываю о том, а не попробовать ли мне применить пресловутое "право преподавания", которое у меня вроде как должно быть после окончания ВУЗа (и твой бложик в этом не последнюю роль играет), но пока полное отсутствие практики у нас и мысли о почти отсутствующих зарплатах угнетают всё же сильно...
Рада, что тебе понравилась
"право преподавания" - звучит забавно, на самом деле. Сама формулировка. Типа "вы имеете право хранить молчание"
но пока полное отсутствие практики у нас и мысли о почти отсутствующих зарплатах угнетают всё же сильно... - это можно исправить репетиторством *это, конечно, не группа студентов, но всё-же*, также проводить с одногруппниками занятия *думаю, многие будут рады* забесплатно *ну, за чай и печеньки*. Книги-методички - этого всего навалом
А зарплата... Вообще, многие и преподают и ещё где-то работают. Вот у Пашки моего почти все преподы - кто бизнесом занимается, кто что-то там разрабатывает (у него программирование профиль)
Да мы сами хз, кто мы такие будем =) У нас всего понемногу. Педагогика была, но только один семестр - этого, конечно, мало. С другой стороны, мне кажется, для преподавания может теоретически хватить хорошего знания предмета + адекватности. Ну и ещё там по мелочи)
также проводить с одногруппниками занятия *думаю, многие будут рады* забесплатно
Эм... не понял, какие и где занятия?) В школе?
*после раздумываний*
А, или всмысле подтягивать одногруппников по какому-то предмету? ))
Книги-методички - этого всего навалом
Вопрос ещё, какие выбрать =)
А зарплата... Вообще, многие и преподают и ещё где-то работают. Вот у Пашки моего почти все преподы - кто бизнесом занимается, кто что-то там разрабатывает (у него программирование профиль)
Ну, понятно... в любом случае начинать надо явно не с этого.) Это если только уже будешь на ногах стоять и для, кхм, удовольствия.)
про одногруппников я имела ввиду примерно как у нас: берём у студсовета аудиторию. В отчёте написано "студенческий клуб посвящённый методике преподавания английского языка". Соответственно Ирочка нам там преподаёт методику. Раз в неделю.
LORd_BORIS
^_^
можно перепост?)
^_^
можно